От нечего делать коснусь холиварной темы - все равно некому со мной повоевать) Как наследник Натана и Эддисона, великий критик и ценитель старого кино, хочу вступиться за доктора Ватсона и исполнителя его, Найджела Брюса. Можно сказать, я практически единственный в своем роде человек - большой поклонник Найджела, которого - беднягу! - единодушно ненавидит весь фэндом за образ "друга и коллеги" Холмса. Начнем с того, что моя слабость к британским хар
актерным актерам не ограничена одним лишь Этвиллом да Лоутоном: видев Брюса в таких фильмах, как
The Scarlet Pimpernel (1934), Becky Sharp (1935), Frenchman's Creek (1944) и, конечно же, в бесчисленных фильмах о ШХ, я прониклась симпатией к этому вечно смешному, будто бравый Швейк, актеру, который сыграл прекрасного принца Уэльского, не менее забавного приятеля Бекки из Теккерея - и, наконец, доктора Ватсона, чем, похоже, нажил себе сотни врагов, но все же и несмело протестующих поклонников) Продолжим моим старым аргументом: экранизаций сэра Артура имеется - хоть пруд пруди, равно как и Ватсонов, без которых фильмы вряд ли обойдутся: попробуем же вспомнить, сколько десятков "Ватсонов" не запомнились нам совсем ничем, оставшись серой личностью. Серость Найджелу отнюдь не свойственна: в отличие от выбора широких масс, "переиграть-ШХ-любой-ценой" Берка, Найджел отнюдь не примеряет на себя звездную роль, хотя - ужасно признаваться! - были моменты, когда в дуэте Рэтбоун-Брюс последний отвлекал мое внимание даже от самого великого сыщика xD
...И далее. Вспомним о том, что фильмы о ШХ принадлежат категории "В": для этой категории совсем не странно, если у великого сыщика/ковбоя/супергероя будет недалекий пособник во имя создания так называемого comic relief. Безусловно, амплуа у Найджела вполне определенных направлений - нельзя поспорить и с тем, что Ватсон выглядит болваном, однако в старом кино, в отличие от фильмов нынешних, зияла пропасть между сыгранным болваном и болваном по вине болванности актера. Каким бы ни был образ - умным, глупым, глубоким, примитивным, он был сыгран - и судить нам следует, в первую очередь, игру. Вспомним инспектора Лестрейда в исполнении Денниса Хьюи - классический пример дурака-и-полицейского, которыми перстят былые детективы. Теперь же вспомним Ватсона: вопреки поверхностной недалекости и глупости, Найджел ироничен - он действительно ироничен, хоть это и далеко не так заметно, как в этвилловском случае. Его игра приносит удовольствие, к чему бы она ни сводилась, пусть даже и к одним комедийным моментам: сложно оспорить тот очевидный факт, что у Бэзила и Найджела сложился надежный и зрелищный дуэт - и стоит его разыграть, как между игрой обоих, выражаясь образно, и лезвие перочинного ножа не просунуть) Бэзил умеет тонко задеть Найджела - Найджел, в свою очередь, может "обыграть" действия Бэзила, не сдавая свои актерские позиции, но и не узурпируя главную роль. Можно отметить и то, что Ватсон далеко не так уж прост, как его всеми силами стараются представить, - "болван" и "идиот" на поверку оказывается тем самым верным другом, каким его и сотворил сэр Артур. Пусть это недалекий человек - но в случае опасности он станет за ШХ горой, равно как и великий сыщик, уж не говоря о том, что Ватсон, безусловно, может сопереживать и жертвам преступлений, и несчастьям дорогого друга: это по-своему добрый, "человечный" персонаж для фона сдержанному, "закрытому" детективу. Возможно, юному поколению зрителей и поклонников, взращенных на чрезмерной экспрессии и несдержанности современного кино, и сложно углядеть ту подоплеку отношений Холмса и Ватсона, которая отыграна на взглядах и побочных репликах, но стоит вспомнить, что сороковые, равно как и викторианская Англия, не отличались - и вряд ли могли отличиться - бурными мыльно-оперными страстями, слезами, скандалами и прочим мелодраматизмом. И Бэзил, и Найджел играют английских джентльменов - людей воспитанных и взрослых, которым не нужно строить из себя ни кошку с собакой, ни трудных подростков, ни прочие штампы нынешних фильмов. Их дружба - из разряда само собою разумеющихся: стоит вспомнить ту снисходительную мягкость, с которой Бэзил называет Брюса "старина", "приятель", - и то, как искренне, пусть и неумело, Брюс пытается оказать ему посильную помощь. Не являясь поклонником Ватсона как персонажа, я приняла Ватсона Брюса как одну из его отлично сыгранных ролей: можно долго и бесплодно спорить, обязан ли актер играть канон или же собственное его видение, но стиль игры Найджела мне определенно по душе - значит, по душе и Ватсон. Последним аргументом станет риторический вопрос: мог ли плохой доктор Ватсон "породить" такого Доусона из The Great Mouse Detective?)