Falcon in the Dive
Думаю, что мне нужно хоть раз высказаться о нынешней любимой теме, а именно: о свободе творчества. За пресловутую свободу сейчас готовы скрутить любому шею и с ней носятся, как со священным флагом, - при этом забывая, что свобода не возможна без ответственности, а ответственности ныне нет, да и мало кого она заботит. Между тем, каждому полезно изредка превзойти рамки личных пользы и удовольствия, и взглянуть на вещи шире. Что это означает? Начнем с наиболее крайнего и неблагоприятного варианта: я прекрасно понимаю, почему в наше время, скорее, поддержат свободу творчества, чем ее ограничение какой-либо цензурой, - цензура не может не быть политической, да и морально-рассудочный облик цензоров бывает далек от общеприятных стандартов. Итак, человеку творческому всегда плохо и неприятно, когда его в чем-либо ограничивают, - но что подразумевается под этим в наше время и в каком направлении развивается пресловутое творчество и его свобода? Все мы, должно быть, знаем: нынешние люди творчества радеют за то, чтобы им, наконец, позволили, как того желал Уайльд, заниматься - нет, увы, не искусством ради искусства, ибо настоящее искусство сейчас доступно немногим, но свободно писать/снимать/изображать любую низость, гадость, мерзость, любой шокирующий и (или) провокационный контент не то, что без влияния центрального органа цензуры, а просто без общественного осуждения их действий, то есть без возможности их критики. В идеологически-культурологическом плане тенденция поддерживается сомнительными принципами критики и непосредственно творчества - фрейдизм, некоторые компоненты эстетики постмодерна и т.п. В общественно-политическом плане тенденция опирается на - также несколько сомнительное - современное видение свободы, когда кое в чем свободы практически нет, зато есть удивительный разгул в антиморальном. Что дальше? Давайте вспомним что-нибудь антиморальное и шокирующее из былых времен - "Милого друга", скажем, или "Нана". Думаю, содержание этих романов можно назвать откровенным в определенном смысле - но кардинальное и, я бы сказала, важнейшее отличие подобных памятников литературного разврата и того же нынешнего фанф-конвейера кроется в том, что описание развращенности и падших нравов не было самоцелью автора: разврат был символом духовного падения и разложения общества, и авторы, описывая оный, ставили перед собой гораздо большие цели, чем создатели женских романов. В определенном смысле к позиции современных авторов гораздо более приближен неизменный Уайльд с его принципом искусства ради искусства и вообще эстетизацией всего вне зависимости от морали сей сказки - но даже он, вместо того, чтобы достичь высот современности, написал отличный роман-предупреждение насчет того, чем подобные поползновения могут завершиться, - все мы его знаем, да и сам автор, помнится, говорил о том, к чему ведет та самая неумеренность.
В чем должны выражаться ответственность и умеренность? Пожалуй, это самый сложный вопрос. В наше время считается, что одного предупреждения перед фиком совершенно достаточно для того, чтобы снять с себя всю ответственность за содржание. Конечно же, это весьма формальный и ограниченный подход. Мы живем в то время, когда запрещать что-либо проблематично и непродуктивно, - всем надоели запреты, никто не хочет возвращаться к строгой цензуре. Однако поглядим же шире: в чем состоит ответственность человека, который выставляет фик о том, как Люциус делал сами понимаете что с Драко, в открытый доступ - так, что его можно найти через гугл по совершенно постороннему запросу? В чем ответственность тех, кто превращает любой фэндом в синоним единственно возможного и допустимого жанра, тем самым извращая понятия о человеческих отношениях и, что гораздо хуже, перенося их с персонального творчества на канон? В чем ответственность недокритиков в духе t***m, которые совершенно спокойно проецируют свои фантазии на что угодно, выдавая их за объективную реальность? Задумаются ли когда-нибудь эти люди о том, что, быть может, они в чем-то не правы? Конечно, нет: то, что принимается широкой массой, гораздо реже окажется неправильным, чем отдельное и непопулярное мнение. Между тем, в наши времена нас призывают думать не только о себе, но и о других, не становясь по разные стороны баррикады, - но отчего-то это правило упрямо не срабатывает в некоторых случаях. Здесь следует отметить, что мои наблюдения, конечно же, носят обзорный характер, и я не выдвигаю ни рекомендаций, ни претензий, попросту констатируя: увы, сейчас свобода творчества приближается к понятию "делать что угодно, не боясь и даже не допуская осуждения" - и почему-то "что угодно" принимает формы, скажем так, немного низкие - все бы хорошо, и низость в нашем биполярном мире для чего-нибудь нужна, но только не тогда, когда льется беспрерывным потоком)
В чем должны выражаться ответственность и умеренность? Пожалуй, это самый сложный вопрос. В наше время считается, что одного предупреждения перед фиком совершенно достаточно для того, чтобы снять с себя всю ответственность за содржание. Конечно же, это весьма формальный и ограниченный подход. Мы живем в то время, когда запрещать что-либо проблематично и непродуктивно, - всем надоели запреты, никто не хочет возвращаться к строгой цензуре. Однако поглядим же шире: в чем состоит ответственность человека, который выставляет фик о том, как Люциус делал сами понимаете что с Драко, в открытый доступ - так, что его можно найти через гугл по совершенно постороннему запросу? В чем ответственность тех, кто превращает любой фэндом в синоним единственно возможного и допустимого жанра, тем самым извращая понятия о человеческих отношениях и, что гораздо хуже, перенося их с персонального творчества на канон? В чем ответственность недокритиков в духе t***m, которые совершенно спокойно проецируют свои фантазии на что угодно, выдавая их за объективную реальность? Задумаются ли когда-нибудь эти люди о том, что, быть может, они в чем-то не правы? Конечно, нет: то, что принимается широкой массой, гораздо реже окажется неправильным, чем отдельное и непопулярное мнение. Между тем, в наши времена нас призывают думать не только о себе, но и о других, не становясь по разные стороны баррикады, - но отчего-то это правило упрямо не срабатывает в некоторых случаях. Здесь следует отметить, что мои наблюдения, конечно же, носят обзорный характер, и я не выдвигаю ни рекомендаций, ни претензий, попросту констатируя: увы, сейчас свобода творчества приближается к понятию "делать что угодно, не боясь и даже не допуская осуждения" - и почему-то "что угодно" принимает формы, скажем так, немного низкие - все бы хорошо, и низость в нашем биполярном мире для чего-нибудь нужна, но только не тогда, когда льется беспрерывным потоком)
Так вот, к эстетизации всего. Эта тенденция кроме негативного имеет еще и положительное влияние: фан-творчество остается творчеством и является своего рода сублимацией, а описанные в нем низости - сбросом негативной энергии. Грубо говоря, творчество на бумаге можно назвать теорией, в то время как описанное Уайльдом в романе (надеюсь, я правильно понимаю, о каком произведении идет речь) - это пример последствий невоздержанности "в практике". И грань между теорией и практикой, к счастью, существует.
Что касается цензуры, то общество через некоторое время наестся свободным творчеством и само ее захочет. За демократией часто приходит диктатура, как и наоборот. Любая система приедается до состояния "Вот скучное болото, а вдруг наоборот лучше".
Addeson, +100!
Насчет сублимаций - хорошая мысль приходит, как водится, позже. Могу рассказать о них на своем собственном примере: я начала писать серьезные вещи классе так в 8-м - в то время я смотрела телевизор и в общем-то неосознанно заимствовала мотивы и сюжеты из тех фильмов, которые мне показывали. Что было в этих творческих попытках?) Я человек, который насилие не поддерживает и вроде бы никогда не поддерживал, - а в этих самых моих продуктах творчества какие-то бесконечные перестрелки, пафосное поигрывание крупнокалиберным оружием и вообще эстетизация всяческих смертей, каких-то допросов с пристрастием, что ли. Но я же помню, что, понимая сам принцип (искусство - одно, жизнь - другое), я, неосознанно, копировала весь тот бред, насчет которого сейчас бы покрутила пальцем у виска. По фильму 1935 года невозможно написать ничего такого, что можно было бы по нынешнему боевику, - там совершенно иное восприятие киноискусства в принципе и человека и мира в частности. А что напишет/снимет человек, для которого боевик - это норма или, скажем, определенный жанр - единственное видение темы и проблемы?) В том-то и беда, что даже в паршивом детективном сериале 80-х, где пальба на пальбе, есть главгерой, который, пусть и брутальными методами, но все же отстаивает добро и справедливость, - потому что была общественная критика, потому, что бесполезная пальба безо всякой морали осуждалась бы некоторыми зрителями. В чем тогда смысл простого наслаждения и смакования насилия-разврата-жестокости как "вещи в себе"? Вот когда сублимация идет в ящик стола, или в закрытый дневник/сообщество, кто станет возражать против нее, если она, конечно, не переходит последние рамки (см. Люциус)? Человек хочет написать порно-садо-мазо - пожалуйста, пусть себе пишет, сам читает и сам же наслаждается. А что выходит на практике?) Человеку ведь нужно признание, слава, нужно пропиарить творческий продукт, разнести его по всей сети, чтобы все видели, все восторгались, - а потом придумать страшные ярлыки и навесить их на критиков, чтобы те даже высунуться не смели. Так что это - сублимация или нечто иное?) Я о том и говорю, что запрещать все подряд - это не по-современному, но пусть автор контента хоть иногда задумается, какую меру ответственности перед обществом он несет за свой творческий продукт, который видят все, - это насчет фэндомного творчества. А вот когда контент появляется в официально изданных книгах/фильмах, вот тогда у меня терпимости к нему будет на порядок меньше, потому что мы будем говорить о конкретной идеологии, которую я не люблю. И если игра бывает очевидной игрой, тогда - пожалуйста, но пропаганда есть пропаганда, и это уже серьезные вещи.
Addeson, как по мне - это и есть тоталитарное мышление.
И если игра бывает очевидной игрой, тогда - пожалуйста, но пропаганда есть пропаганда, и это уже серьезные вещи.
Более чем. То, что я наблюдаю, - именно пропаганда. Пропаганда насилия, немотивированной агрессии, грубо-животной или извращенной сексуальности, аморализма.
Притом вы совершенно справедливо заметили, что критиковать ООС-ные слэшные фики, например, - неприлично, не принято, не комильфо. А почему, собственно? Такое впечатление, что именно поэтому. Потому, что слэш и ООС. В этом и состоит их ценность.
Я просто боюсь говорить конкретно о слэше - ибо ничем, кроме ярлыков и холивара, это не окончится) Попробую сказать что-нибудь более-менее талейрантное: я уважаю право автора вводить в свое произведение персонажей нетрадиционной ориентации, если это соответствует его задумке (а не впихиванию их везде и всюду, как феминисток и темнокожих). Уайльд хотел сделать Бэзила таким, каким его сделал, - пожалуйста, это его выбор и его видение проблемы, и ни к автору, ни к Бэзилу я претензий не имею: если мне это слишком уж не понравится, я не стану читать или пропущу, но не буду требовать запретить все подряд только потому, что там вот такой вот персонаж, - ценности романа это не убавит, равно как его значения. Но! если в былые времена вещи в духе "Прусского офицера" были чем-то маргинальным, скандальным, экзотикой и в общем-то вещами для ограниченного круга, удовлетворявшими конкретно их потребности, то ныне само понятие (популярный) "фэндом" равняется слэшу, и вот это уже беда, ибо - доведение до абсурда и потеря здравого смысла. Сколько уже высказывалось людей, что засилие слэша достало, - а сколькие говорили, что попросту не хотят ничего писать потому, что их джен/гет будет никому не нужен? Почему никто не вступится за этих людей и не поддержит их - почему они не могут быть жертвами и угнетенными?) Я, например, считаю, что слэшный фик должен априори иметь гораздо более высокую систему рейтингов, чем джен-гет, и вообще быть отнесен к категории нц-ы со всеми потрохами, а не так, чтобы писать слэш или писать гет - одна фигня, сегодня пишу то, а завтра - это. Поэтому выступаю против конкретных проявлений оного жанра, а именно:
1) выдавание своих фантазий за реальность и объективность (=поиск "намеков" в каноне /фильмы, фотографии и т.п./, "обоснуйные" доказательства нетрадиционной ориентации персонажей, подведение под все это культурологически-философской основы /см. недокритик/);
2) неограниченный доступ к слэш-фикам (в идеале, им место в конкретных закрытых тематических сообществах);
3) абсолютное засилие слэша в том или ином фэндоме, когда участники оного открыто говорят о том, что кроме слэша им ничего не интересно и не нужно;
4) призывы к созданию особо выгодных - неприкосновенных - условий для авторов подобного контента на основе призрачных постулатов о "свободе творчества" и европейских ценностей (тм). Авторам необходимо помнить, что к распространению взрослого контента нужно относиться ответственно, а не считать, что все позволено и все можно.
неограниченный доступ к слэш-фикам (в идеале, им место в конкретных закрытых тематических сообществах)
ППКС!
Ну, и далее: что могут сублимировать товарищи, которые пишут про Люциуса и Драко, - что это за фантазии такие и как вообще это может казаться привлекательным и хорошим?)
Как меня нервирует этот конкретный пейринг... я слишком люблю Малфоев как персонажей, чтобы считать их настолько извращенной семейкой. Дело не в том, что это хорошо, а в том, чтобы либо сделать это эстетичным (а красота/эстетика и добро - вещи не обязательно совместимыми), либо, наоборот, целенаправленно вызвать отвращение у читателя. Отрицательные эмоции - тоже эмоции. Конкретно по комбинации "педофилия+вертикальный инцест" могу сказать по старой памяти (ибо когда-то пыталась писать похожее в другом фандоме) следующее: отношения "наставник-ученик" (между братьями, к примеру, это будет не так явно), помешанные на кровной любви (которая, как и все запретное, будоражит воображение), плюс - в зависимости от жанра, любой дополнительный мотив.
А что напишет/снимет человек, для которого боевик - это норма или, скажем, определенный жанр - единственное видение темы и проблемы?)
Я надеюсь, что не существует авторов, зацикленных на одном жанре. Потому что это уже совсем какая-то зацикленность и бездарность, на мой взгляд. Без вариаций творчества-то нет, это ремесло какое-то, когда все по одной заготовке строится.
Не говоря о том, что от таких игр страдают только те, кто верит другим людям, - выходит, я ни одному автору не могу доверять потому, что он пишет одно, а думает другое и вообще надо мной издевается?)
А разве если человек думает одно, а пишет другое - то он над кем-то издевается (персонажи не в счет, над ними нельзя издеваться, они - набор букв, объективно говоря)? Мне это реально интересно как фикрайтеру, который так временами делает.
Один человек в разговоре со мной когда-то сказал, что не восторгается в творческом продукте тем, что осуждает в реальной жизни, чтобы не потерять связь с действительностью, - вот и я думаю примерно так же, иначе постоянно придется выявлять "фантазии", выискивать условности, а это очень утомительное дело)
Эта позиция достойна уважения. А можно пояснения насчет пункта про условности, я не совсем поняла... что приходится делать?