понедельник, 22 апреля 2013
Tovarich / Товарищ (1937). Не имея достаточного к тому настроения, буду предельно краткой в моем желании заслуженно искупать в грязи сей фильм. Я, кажется, не против исторически превратного - и даже пародийного - изображения России и русских, и не буду бросаться в монитор поп-корном из-за водки, балалаек и медведей, но до тех пор, пока изображение будет приязненным, а шутка - доброй или глупой. Не вызывает ничего, помимо совершенно объяснимого отвращения, попытка намеренно высмеять родной народ и государство, к которому я и доселе принадлежу по праву рождения, каким бы оно ни было и какими бы ни были события, приведшие к его созданию, - за сим определяю фильм как гаденькую антисоветскую пропаганду и вещь для внутреннего западного пользования. Право же, не могу выдумать ни единой причины посмеяться над сентенциями в духе "а я-то думала, что в России живут бандиты-каннибалы!", или же "нам, русским, ад и абзац просто необходимы": точно так же не посмеется и американец, услыхав Задорнова. К тому же, это неудачная комедия - на мой взыскательный, особый вкус, - чей тон и настрой напоминают мне гораздо более веселые импровизации Уильяма. Больше мне нечего добавить насчет фильма, и пусть другие делают разбор актеров и сюжета.
***
Причина, побудившая меня смотреть кинопродукт, касается необходимости расписывать все роли Бэзила Рэтбоуна)
Красный комиссар.В бочке дегтя, воплощающей "Товарища" в моих пристрастных вкусах, есть ложка меда, полностью принадлежащая единственному персонажу, который смотрится достойно: доктор философии, очаровательный джентльмен и убежденный чекист, Дмитрий Городченко. Хотя мои любимцы и сходны между собой в определенных амплуа, но вряд ли на моей свежайшей памяти всплывет еще один полузлодей милого Бэзила, который был бы сандерсовским до таких границ, а это, в моей оценочной системе, пожалуй, комплимент, лишенный аналогий) Бэзил не только извратил все, что он мог, и что не мог, - если довериться случайным комментаторам, то поговаривают, что он сражался за моральный облик своего "товарища" даже с создателями фильма, и победил: вместо сурового чекиста с пламенным сердцем и суровой головой, вершащего террор налево и направо, имеем господина, чьи манеры превосходят завяленного великого князя Михаила, с горем пополам исполненного Шарлем Буайе, и чье расположение никоим образом не сводится к бездушному, расчетливому интригану, который, следуя пути Шовлена, переметнулся на противную идеологическую сторону. Конечно же, товарищ Городченко отличен и умом, и хитростью в своем стремлении отстаивать и защищать родной союз социалистических республик, и в этом плане он патриотичен безупречно, - он также обладает и блестящей, можно сказать, удивительной выдержкой и силой духа, не позволяя призраку нежного чувства - к ненавидящей его до глупостей княгине в исполнении Клодетт Кольбер, - которое сподвигло доселе безупречного служителя советской родины позволить ей бежать во время Революции, вновь затуманить его ум спустя неполных 14 лет: увы - или, возможно, к счастью - раны сердечные более не беспокоят того самого "товарища", в чью честь и назван сей кинопродукт, однако же не будем судить Дмитрия поверхностно) Что удивляет - или поражает, уж как сильны ваши поклоннические чувства - в этой ужасно скромной роли Бэзила, так это просвещенный, добрый и очень, кажется, печальный настрой товарища Городченко, который, наряду с седеющей густою шевелюрой и очаровательной бородкой, делает из комиссара едва ли не великовозрастного, утонченного и хрупкого, словно богемский хрусталь, аристократа в эмиграции, который прежде был нередким гостем на литературных чтениях и дарил девушкам цветы) Как это сочетается с уверенной и выдержанной до малейшей нотки иронией и общей труднопробиваемой броней, весьма непросто было бы судить, однако комиссар, вопреки всем его дурацким репликам, способен вызвать едва ли не отчаянную симпатию, не говоря о том, что деньги, выбитые им у монархической семейки, пойдут, предполагаю, все тем же голодающим Поволжья) Поверхность Городченко представлена весьма суровой социальной маской человека, обученного быть политиком и строго контролировать эмоции, но изнутри это немолодой, печальный и душевный человек, питающий останки светлых чувств к воинственной княгине и дарящий ей неимоверной романтичности поцелуй в ручку прямиком над шваброй, которой дворянка-горничная ныне прибирает дом) Уважение к поступку супружеской четы, отдавшей деньги царя на борьбу с голодом, я также посчитаю неподдельным, что говорит о комиссаре как особе, не склонной подавить и честь, и совесть во имя голых идеалов: это удивительная, ужасно небольшая, но первоклассно сыгранная роль и наш любимый образ негодяя, который на поверку, и неоспоримыми стараниями Бэзила, был превращен в очаровательную личность, подкупающую своей душевной добротой) Спасибо нашему любимцу за реабилитацию державных институтов молодого СССР) ***
Мой вердикт. Не рекомендуется ни с точки зрения комедии, ни, уж тем более, со стороны весьма отвратной пропаганды и делания балагана из русских национальных особенностей, но обязательно для тех, кто любит Бэзила)
Альбом

@темы:
Приказано играть,
Since I've been loving you,
History of madness,
Я обвиняю,
Rathbone