Falcon in the Dive
Gaslight / Газовый свет (1944). Несмотря на популярность, даже культовость этого классического "нуара", оценка фильма представляет некоторую сложность) Считая себя критичным - и не заангажированным популярными концепциями - критиком, я бы определила "Газовый свет" как фильм, лишь приближающийся к триллеру: известный нам Дж. Кьюкор отличен тем, что наделен талантом снимать блестящее, бессодержательное, формально-эстетическое кино, - фильм, таким образом, едва ли не приближен к лаврам картин А. Левина, с их глубочайшей романтической эстетикой, когда расположение предметов в кадре и костюмы несут не меньшую художественно-смысловую нагрузку, чем игра актеров и сюжет. Действительно, Gaslight - очень английское и крайне лестное поклонникам "темного", полуготического эстетизма кино: костюмы главгероя - точнее, главзлодея - Шарля Буайе вполне могли бы перекочевать в любую экранизацию Уайльда, равно как и платья его партнерши, Ингрид Бергман. Интерьеры, мелкие вещицы, безделушки - все это пропитано известным духом сумрачной, туманной викторианской Англии и польстит любому ее верному поклоннику: однако, возвращаясь к основному назначению картины, снятой по мотивам популярной пьесы Angel Street, я вынужденно признаю, что Gaslight - скорее попытка создать триллер, чем триллер в его собственном значении, равно как The Philadelphia Story - скорее уж, набор актеров, усиленно творящих видимость комедии. У настоящего автора триллеров должен быть более "тяжелый" подход к материалу: Кьюкор, широко известный своими декоративными мелодрамами (вспомним Camille), подобно Готорну в "Доме с фронтонами" определяет элементы триллера в качестве пусть и сквозного, но фона для мелодраматической, или же, если хотите, драматической, истории юной и трепетной девицы, доведенной до умопомешательства убивцем-и-супругом. Трудно было бы сравнить местами чудовищную атмосферу левинского "Портрета" и Gaslight: второй, не только упираясь в романтическую презентацию сюжета, еще и несколько растянут вопреки необходимому поддержанию "триллерного" впечатления - впрочем, это не отнимает у картины психологический саспенс, делая ее и необычной, и безусловно качественной с точки зрения киноискусства. В немалой мере этому способствует прекрасная игра мисс Бергман: глядя на нее, невольно вспоминаешь неуверенную, уязвимую, легко внушаемую миссис де Винтер в исполнении Джоан Фонтейн, лишь с добавлением более суровой континентальной экспрессии и "жизненности". К несчастью, звезда первейших рангов Голливуда, Буайе, вряд ли сравнится с иными исполнителями, Винсентом Прайсом и Генри Дэниеллом, в общей для них роли злодейского, изобретательного музыканта и супруга невинной жертвы, некогда убившего ради драгоценностей ее тетушку, а ныне - доводящего ее до сумасшествия разнообразными низкими трюками вроде пропажи вещей и картин, необъяснимых звуков и не вполне намеренного, но эффектного подкручивания газового освещения в доме, что отнимает у героини Ингрид чувство связи с реальностью. Выгодно отличаясь от американских пошловатых мега-звезд своей почти дворянской сдержанностью, низким, поэтичным голосом, черными очами и приятно упитанной фигурой, на которой прелестно смотрится отборный гардероб, Шарль, тем не менее, и в 44-м году никак не может отказаться от приемов немого кино, где он, должно быть, исполнял героев-и-любовников, а также от статичности, и вряд ли удивит нас буйством психологических оттенков: тем не менее, хотя месье Буайе и не представит нам пример высокого актерства, он приятен и обладает лишь ему присущим стилем, чего, возможно, будет и достаточно для зрительниц) Не может похвалиться художественными достижениями и главный положительный герой (тм) - приятель детства героини Ингрид, ныне сыщик Скотленд-ярда, Джозеф Коттен, - зато как же прекрасна Анжела Лэнсбери в роли порочной горничной: и глуповатая, и нагловатая, и склонная к падению девица разве что не успевает заиметь бурный роман с владельцем дома, однако же доставит немало душевных бед несчастной и угнетенной Ингрид) Наконец, известная нам по сюрреалистически-кошмарному The Thirteenth Chair Мэй Уитти, ветеран британской сцены, играет облагороженный аналог comic relief в виде весьма хичкоковской навязчивой пожилой дамы, вечно сующей нос в злодейский дом, как в переносном, так и в буквальном смысле) Уже один состав актеров может говорить об уровне снятого Кьюкором классического и викторианского "нуарного" кино)
***
Мой вердикт. Прекрасный фильм с любой из освещенных нами сторон - и обязателен к просмотру)



@темы: Приказано играть, Since I've been loving you, History of madness

Комментарии
31.05.2013 в 18:16

Дама, приятная во всех отношениях
Да, очень красивый фильм, хоть и несколько затянутый.
31.05.2013 в 19:15

I've got an idea for a column that will make Walter Winchell look like the kid who writes on fences
Addeson, будешь ли смотреть версию с Уолбруком ? Там, увы, в роли главдамы отметилась девица из One More River, из-за ее визуального сходства с Ширер фильм у меня совсем не идет - не могу проникнуться симпатией к замученной супругом жертве.
Кстати, Буайе неожиданно порадовал в "Нана" : Шарль, конечно, далеко не Лайонел, но перед куртизанкой трепещет словно школьник.
31.05.2013 в 19:17

Falcon in the Dive
Now-Voyager, тогда попрошу оба: Уолбрук после Лорочки мне более чем симпатичен, да и "Нана" 50-х придется потерпеть.
31.05.2013 в 19:26

I've got an idea for a column that will make Walter Winchell look like the kid who writes on fences
Addeson, здесь хорошая копия "Газового света" с Уолбруком

archive.org/details/Gaslight_1940

"Нана" 50-х совсем недурна, фильм на французском, имеются английские субтитры (отдельным файлом) - заброшу на ifolder. А у тебя попрошу немецкую "Лорочку".
31.05.2013 в 19:32

Falcon in the Dive
Как думаешь, с архива копия лучше, чем вот эта?



Хорошо, поделимся чудовищным немецким зрелищем - хотя советую проматывать абсолютно все, что не касается Уолдо.
31.05.2013 в 19:43

I've got an idea for a column that will make Walter Winchell look like the kid who writes on fences
По-моему, лучше. У тебя с архива быстро качается ? У меня - минут за 10.
А эта копия откуда, с рутрекера ? Выглядит неважно.
В немецком фильме - традиционно - всех, кроме Лайдекера, - хочется отходить табуретом ?
31.05.2013 в 19:48

Falcon in the Dive
Попробую добыть еще один вариант: "архивные" файлы мне не нравятся болотными оттенками, но если качество будет лучше, так уж и быть, оставлю у себя "архив".
Это копия с порно-трекера)
Если учесть, что на главную "красавицу", мисс Хант, смотреть страшнее, чем на Норму, а остальные просто "никакие", включая мерзкого постельно-неудовлетворенного юнца, то бедный Антон (Адольф) - единственный, кто скрашивает собою телефильм.
31.05.2013 в 19:58

I've got an idea for a column that will make Walter Winchell look like the kid who writes on fences
Нет, архивная копия на сей раз оказалась не болотного оттенка, но меня, как говорится, "вымораживает" сия Diana Wynyard - поэтому не продвигаюсь с просмотром.
Судя по виденному мною отрывку, предположу, что в немецкой Лорочке Лайдекер-Антон обнаружил иные, скрытые достоинства ? Может, девушка знала толк в выпекании пирожков ?
31.05.2013 в 21:52

Falcon in the Dive
Возможно, и так - в предвестии развязки Лора приглашает Уолдо вместе с ней покушать.