Falcon in the Dive
Приключения Шерлока Холмса (1939). Один из лучших фильмов серии о гении сыскного дела с нами любимым Бэзилом Рэтбоуном, отличный налетом артистичности, присущей подлинным нуарам, и отменным для картины "В" бюджетом, что позволяет нам увидеть не только камерные сцены на Бейкер-стрит и прочую жилплощадь, но также зал суда, улицы Лондона и дождь, зловещий сад и, разумеется, сам Тауэр с премного роковою башней для убиенного профессора, на сей раз сыгранного очередным коллегой Этвилла по цеху помешавшихся ученых, Джорджем Зукко. Помимо прелестей лихих поездок на экипажах и финальной битвы на крышах знаменитых памятников тирании и истории, - припомним также, что в том самом 1939 г. наш милый Бэзил исполнил кровожадно-благостного Ричарда III в эпическом недо-хорроре Tower of London, - нам представлены и менее масштабные моменты, которые необходимо перечислить, дабы воздать восторги киноленте, снятой вслед за пресловутой "Собакой Баскервилей". Прежде всего - и по традиции, - похвалим Бэзила, столь идеально воссоздавшего образ ШХ, задуманный творческой мощью Конан Дойля, что представить сыщика иным я больше не могу, и пусть простят меня сторонники всех прочих версий или Пейджета: здесь и энергия, и аскетизм, и замкнутость, и рыцарство - припомним, как благородный Бэзил нес девицу, - и, разумеется, антично-гармоничные черты, и тонкие, и строгие. Отдельного упоминания достойна прелестная в своем юмористическом безумии сценка с излишне популярным шлягером Seaside: подпишемся под комментарием тех, кто считает Бэзила неузнаваемым в гротескном образе комедианта мюзик-холла, - тем славнее актерские способности любимца, тем необычней его видеть в столь редком амплуа. Внезапным - даже удивительным с оглядкой на работу памяти, удерживающей невесть что - сказалось опознание по слишком уж характерному голосу в прохожем, донимавшем доктора при следственном эксперименте, Уильяма Остина, сыгравшего сэра Рэли-Рэли в памятном безумии The Flirting Widow. Занятно смотрится весьма нуарная Ида Люпино в роли главдевицы и объекта джентльменских устремлений Холмса - впрочем, основной проблемой кастинга для моих вкусов неожиданно сказался профессор Мориарти в форме Зукко: при неоспоримо миловидной, парнелловской и, к нашему несчастью, рано сбритой бороде, Джордж-Мориарти слишком уж интеллигентен, слишком тих и даже скромен для аскетичной, но при этом одиозной и зловещей роли профессора - простой мошенник, вероятно, вышел бы у него лучше, но для гения преступности необходимы яркость и своеобразность Дэниелла или злодейский опыт Лайонела, склонного к безумию, не говоря о достижениях советского кино. Было бы замечательным увидеть Этвилла, терзающего Бэзила в образе архиврага, нескольким ранее The Secret Weapon - однако же имеем, что имеем: в завершение обзора упомяну, что сам сюжет, основанный на пьесе по мотивам оригинального ШХ, во многом сходен с приключенческого толку повестями о великом сыщике, где острота сюжета затмевает линию детектива, - уж не говоря о том, что Кольриджа я опознала при первом же просмотре, так как нет другого альбатроса, нежели у Сэмюэля Тейлора)
***
Мой вердикт. Качественный и артистически, и съемочно фильм о великом сыщике, предоставляющий нам редкую возможность увидеть Холмса-Бэзила викторианцем - поклонникам и Бэзила, и сыщика, и беллетризованных сыскных историй порекомендую)
Альбом




@темы: Очевидное-загадочное, Приказано играть, Since I've been loving you, History of madness, Вавилонская библиотека, Rathbone, ШХ

Комментарии
20.08.2013 в 21:48

I've got an idea for a column that will make Walter Winchell look like the kid who writes on fences
Хм, милая Ида явно не та девушка, что согласна ограничиваться лишь направленными по ее адресу джентльменскими устремлениями - мисс Люпино впору наниматься ассистенткой к Лайонелу-безумному ученому или самой звать Этвилла к себе на службу...
23.08.2013 в 16:37

Falcon in the Dive
Тогда уж нужно было ввести мотивы феминизма: Ида самолично спасает Холмса, поборов профессора в грубой борьбе и легким мановением руки спровадив его с крыши Тауэра.