Lancer Spy / Шпион с моноклем (1937). О легендарном фильме, волею-неволей открывшем - или утвердившем - трех моих будущих любимцев, неплохо бы и написать добротный отзыв) Проходит время и крепчают знания - вещи становятся на нужные места: с высот почти трех лет, прошедших с момента
groundbreaking - и вновь английский искушает своей точностью - просмотра фильма, возмужала планка, вызрел эддисоновский высокородно-ироничный стиль, скопилось понимание актеров, что поможет нам справиться с задачей наделить кинокартину трезвой оценкой. Прежде всего, заметим, что фильм вовсе неплох для совершенно без(д)умного сценария, намеренно, как я подозреваю, превратившего шпионскую историю в "Узника Зенды", вывернутого на комедийную изнанку, - вспомним также, что знаменитый "Узник" с Колманом и Мэсси вышел в том же 1937 г.: в "Шпионе" мы имеем офицера кайзера, барона Курта фон Робаха, который, угодив в британский плен ввиду ранения, остался заточенным в крепости-тюрьме, - а сходный с ним, будто Рудольф с кузеном Рассендилом, офицер британских ВМС, лейтенант Майкл Брюс, осуществляет побег из вышеупомянутой пародии на Зенду, возвращаясь в "фатерланд" и занимая место барона-и-героя. Полковник Фенвик, англичанин и разведчик, обживает нишу канонно-хоуповского Запта - принцессы Флавии как таковой мы не имеем, скорее, наделенную титулом главгероини Антуанетту де Мобан в виде шпионки-и-танцовщицы Долорес, ведущей при бароне свою игру - нишу зловредной партии, в каноне возглавляемой не кем иным как Черным герцогом, весьма неброско занимает шеф немецкой контрразведки в форме Румана - увы, мы не имеем аналогов Генцау, хотя и неуемно-гиперактивный "Ферди", и злокозненный тихоня-подстрекатель Грюнинг вполне могли бы слиться в единый легендарный образ) Фильм вряд ли претендует на высоты качества - при безусловно звездном кастинге второго плана и претензии на некоторые изыски бюджета, он держится основной частью именно на прелестях игры, а середину убивает, видимо, хлебнувший лишнего на службе монтажер, - однако главною проблемой, в тоже время могущей быть отнесенной и к достоинствам, является причудливое сочетание праведного с грешным - нет-нет, не Бэзила и Лайонела, а мотивов шпионско-пропагандистской драмы и шпионской же комедии в причудливых пропорциях. Впрочем, "увесистая" часть - к примеру, спасение судьбы войны (тм), грустный финал Долорес и отчаянный побег барона-Брюса придают кинокартине то, что сейчас зовется "экшн", и "экшн", нужно бы признать, довольно напряженный. Если уж весь "Шпион" нам видится не столь добротным в эстетическом аспекте, то множество приятных мелочей и замечательных работ актеров сглаживают недостатки, делая фильм не только
vehicle для мисс дель Рио и центрального - для нас - экранного ее партнера, но и занятным, местами милым, а местами и веселым до абсурда фильмом на извечную тематику войны и героизма, подвигов отдельного шпиона)
......итак, о кастинге. Питер Лорре, игравший главного помощника шефа немецкой контрразведки - а заодно и выносной его же ум, - приятен тем особым, характерным способом, которым он творит зловещий образ предтечи образа гестаповца: тихий и незаметный подстрекатель, он внушает зрителю подспудную тревогу, предпочитая оставаться в тени начальника, однако строя собственные планы на шпионов, вредящих кайзеру и "фатерланду", и делу будущих побед.
...Йозеф Шильдкраут, наделенный ролью бессмысленного, суетливого продукта "золотой" армейской молодежи, князя "Ферди", доводит комедийное и театральное до ручки едва ли не абсурда: князь более всего напоминает марионетку, чей владелец принял вместе с монтажером и пустил творение в несколько бесконтрольный пляс, - однако зрителю будет и повод вновь умилиться бестолковым, глупым и франоватым юношей, равно как и сыгравшим его любимцем)
...сложно было бы представить фильм, в котором бронетанк британской сцены и броненосец Голливуда, наш рыжий и лазурноокий Лайонел Этвилл, не отвоевал бы для себя позицию в едином, нерушимом центре: надежда всей Империи, суровый, непоколебимый и отеческий полковник исполнен с безошибочно знакомой виртуозностью, вступающей в дела, как только Лайонелу нужно оживить военного или разведчика, создав малый шедевр из заурядной и шаблонной роли, при этом сочетая и стальной детерминизм, и ироничный, полунасмешливый подход, что позволяет ему прекрасно вписаться в оба модуса "Шпиона". Нас, разумеется, волнует вопрос о том, кто же кого переиграл, Джордж Сандерс - мы забегаем наперед - или же Этвилл: субъективизм в моем лице, пытаясь быть хоть чуточку (само)критичным, скажет так - одной из невообразимых сторон актерства Джорджа есть то, что каждый театральный исполнитель в традициях британской и американской сцены, оказавшись рядом с ним, теряет основное свое оружие и отдает внезапной фальшью. Правило это не имеет исключений: как ни удивительно, но сандерсовский стиль игры гораздо современнее иных былых актеров, предполагая внутреннюю мотивацию и большую "жизненность" образа, - что нам известно по лучшим образцам советского кино, - поэтому заядлым театралам лучше бы и не делить единую площадку съемок с Джорджем. Вряд ли и он, и милый Лайонел друг другу уступили бы момент комедии - имеем мягкую и беззаботную иронию и акцентированный, взращенный годами сарказм, который нас заставит улыбнуться, едва завидев Этвилла: впрочем, в одном последний не знает конкурентов - возможно, в принципе, - это касается, конечно же, его всеподчинящей натуры, с которой добрый, мягкий Джордж не смог бы совладать)
...с того момента, как "Шпион" стал следующим после прорыва в виде "Дома" фильмом, который подготовил мою всепоглощающую любовь к Джорджу, я столько раз его смотрела и столько восторгалась бароном Робахом, что бросим романтизм всем прошлым отзывам, а ныне отметим лишь все ключевое для понимания двойного образа и первой "звездной" роли в Голливуде) Если бы все герои-резиденты - и попросту любовники - были не пошлыми американцами и не дубовыми объектами мечтаний эстетически неразвитых девиц, то фильмы "золотой эпохи" обогатились бы в той степени, что нам пришлось бы с чистым сердцем разрываться между прекрасными злодеями и в той же степени прекрасными адептами добра: внося в картонный образ резидента, спасшего войну, Империю и демократию (тм), душевные и философские глубины, Джордж играет лейтенанта-и-барона, прежде всего, человечно - это не стереотип и не красивый [и сколь красивый!] декорум к мисс дель Рио, а более чем индивидуальный персонаж, от пылкого, патриотичного мистера Брюса, нежного мужа и любящего отца, до насквозь ироничного, оптимистичного барона, склонного к великим достижениям в любовной сфере и определенному кодексу чести - вспомним дуэль за женщину и "рыцарское" отношение к недружественному, однако честному перед Германией генералу. Живость и уязвимость, страстность и мягкость, тонкая хитрость манипулятора и смелость героичного побега, - не говоря о том, как восхитительно прекрасно смотрятся на статном и широкоплечем Джордже все мундиры, включая неизменно притягательный монокль, - все это делает подвиг разведчика и собственно его персону неповторимой, притягательной и совершенно подходящей для введения любимца в романтический экранный строй) Любому, кто решит начать знакомство с Джорджем со "Шпиона", я это порекомендую)
***Мой вердикт. Не представляя большой художественной ценности, фильм, тем не менее, достоин нашего внимания своей приятностью, удачностью комедии и драматизмом драмы, а также неоспоримо звездным составом второго плана, включая основного нашего героя - Джорджа - и как минимум двоих любимцев в занятных амплуа)