Falcon in the Dive
Вряд ли моих скромных впечатлений хватит на тщательный анализ сборника рассказов The Amateur Cracksman, вышедшего из-под пера Эрнеста Уильяма Хорнунга, который, как мы знаем, приходился зятем сэру Артуру, ему же посвятив как "форму лести" повести о джентльмене-воре, блестящем крикетисте и довольно одиозной личности - Артуре Дж. Раффлзе, а также его верном друге и сообщнике, мистере Мэндерсе по кличке "Банни", который, словно бы всем нам знакомый доктор, ведет повествование о подвигах - точнее, похождениях и авантюрах - взломщика-любителя, описанных в известной форме мемуаров, - однако выскажусь в тезисной форме)
- бытует мнение, достаточно оправданное приведенным выше эпиграфом [и степенью родства], что Хорнунг писал о Раффлзе и Банни как "негативных" двойниках Холмса и доктора, ступивших на стезю преступности. Непросто было бы навскидку припомнить все имеющиеся параллели, но попытаюсь: взломщик и его пособник - представители того злосчастного подвида джентльменства, когда в дома потомственной и прочей аристократии их приглашают лишь как искусного спортсмена и его "друга", - впрочем, можно ли оспорить джентльменское начало в тех, кто способен проникнуть в дом, обчистить сейф, украсть немного драгоценностей, при этом не снимая фрака и цилиндра?) Эстетика осуществления противоправных действий в легких перерывах между светскими приемами, обедом в клубе, виски с содовой и парой сигарет от "Салливана" - одно из безусловных достоинств прозы Хорнунга, поднявшей - уж простите! - преступление не только на "спортивный", но и "великосветский" уровень: дух позднего викторианства и безошибочно знакомая поклонникам творений Конан Дойля атмосфера пусть опосредованно, но роднят взломщика и помощника с неоспоримо "джентльменским" Холмсом, также пользовавшим свой, особый кодекс поведения, направленный, однако, на иные цели. Действительно, и мистер Раффлз ограбит далеко не каждого - что будет освещено подробнее в разделе о морали Хорнунга, - к примеру, не будет злоупотреблять гостеприимством, обчистив принимающую сторону, и не прибегнет к "грязным" методам, считая насилие лишь признаком и бесталанности, и грубости: сродни профессору, который, как мы помним, сумел поднять дела преступности на уровень теории, математических расчетов, Раффлз обладает своей методикой осуществления противоправных действий, углядев в них очередной вид спорта, по азартности способный перебить крикет, - припомним также, с каким жаром брался за непростое, занимательное дело мистер Холмс. Подобно современнику, гению сыска, Раффлз - личность неординарная, владеющая многими талантами, стальными нервами, крепостью духа, жилкой философа, и разве что излишне одиозная для интроверта и аскета: джентльмен-вор блестяще овладел искусством маскировки и делом перевоплощений в представителей низов низшего класса - владеет вышеприведенным видом спорта - весьма скептически настроен в отношении всех недалеких и напыщенных особ - наконец, склонен к наведению пускай и вывернутой наизнанку, но справедливости, - чем не похоже на персонажа Конан Дойля?) О Банни, авторе воспоминаний о совместных незаконных похождениях, и вероятной синонимичности с Уотсоном, мы будем говорить чуть позже, - ныне же переходя к возможным параллелям между формой и содержанием повествования у Хорнунга и сэра Артура, которые и правда существуют)
...
- бытует мнение, достаточно оправданное приведенным выше эпиграфом [и степенью родства], что Хорнунг писал о Раффлзе и Банни как "негативных" двойниках Холмса и доктора, ступивших на стезю преступности. Непросто было бы навскидку припомнить все имеющиеся параллели, но попытаюсь: взломщик и его пособник - представители того злосчастного подвида джентльменства, когда в дома потомственной и прочей аристократии их приглашают лишь как искусного спортсмена и его "друга", - впрочем, можно ли оспорить джентльменское начало в тех, кто способен проникнуть в дом, обчистить сейф, украсть немного драгоценностей, при этом не снимая фрака и цилиндра?) Эстетика осуществления противоправных действий в легких перерывах между светскими приемами, обедом в клубе, виски с содовой и парой сигарет от "Салливана" - одно из безусловных достоинств прозы Хорнунга, поднявшей - уж простите! - преступление не только на "спортивный", но и "великосветский" уровень: дух позднего викторианства и безошибочно знакомая поклонникам творений Конан Дойля атмосфера пусть опосредованно, но роднят взломщика и помощника с неоспоримо "джентльменским" Холмсом, также пользовавшим свой, особый кодекс поведения, направленный, однако, на иные цели. Действительно, и мистер Раффлз ограбит далеко не каждого - что будет освещено подробнее в разделе о морали Хорнунга, - к примеру, не будет злоупотреблять гостеприимством, обчистив принимающую сторону, и не прибегнет к "грязным" методам, считая насилие лишь признаком и бесталанности, и грубости: сродни профессору, который, как мы помним, сумел поднять дела преступности на уровень теории, математических расчетов, Раффлз обладает своей методикой осуществления противоправных действий, углядев в них очередной вид спорта, по азартности способный перебить крикет, - припомним также, с каким жаром брался за непростое, занимательное дело мистер Холмс. Подобно современнику, гению сыска, Раффлз - личность неординарная, владеющая многими талантами, стальными нервами, крепостью духа, жилкой философа, и разве что излишне одиозная для интроверта и аскета: джентльмен-вор блестяще овладел искусством маскировки и делом перевоплощений в представителей низов низшего класса - владеет вышеприведенным видом спорта - весьма скептически настроен в отношении всех недалеких и напыщенных особ - наконец, склонен к наведению пускай и вывернутой наизнанку, но справедливости, - чем не похоже на персонажа Конан Дойля?) О Банни, авторе воспоминаний о совместных незаконных похождениях, и вероятной синонимичности с Уотсоном, мы будем говорить чуть позже, - ныне же переходя к возможным параллелям между формой и содержанием повествования у Хорнунга и сэра Артура, которые и правда существуют)
...